*Безкоштовні дзвінки для всіх операторів

КИТАЙ И ЧАСЫ: ОТ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ДО АКСЕССУАРОВ В СЕГМЕНТЕ LUXURIOUS

КИТАЙ И ЧАСЫ: ОТ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ДО АКСЕССУАРОВ В СЕГМЕНТЕ LUXURIOUS
Для многих швейцарских брендов разной ценовой категории китайский рынок является ключевым - экспорт в Китай уже некоторое время обеспечивает прирост продаж в часовой индустрии после периода спада и стагнации. В целом, это неудивительно: путешествуя по Европе, замечаешь, что туристы, нагруженные пакетами из Louis Vuitton или Gucci, вероятнее всего, китайцы. Но все-таки интересно, наручные часы в Китае - это просто одна из составляющих бума на консьюмеризм? Или за этим стоит нечто большее? Астрономия появилась в Китае где-то за 2000 лет до нашей эры, водяные часы - полвека до нашей эры, а в XI веке нашей эры - водяные астрономические часы. Но китайцы были больше сосредоточены на искусстве астрономических наблюдений, которые были доступны только для императорского двора. Само точное измерение времени, над которым корпели часовщики в Европе, не имело большого значения в Китае того периода. Первые куранты попали в Китай через итальянского миссионера-иезуита Маттео Риччи который разбирался не только в проповедях, но и в математике, астрономии и картографии. Его основной целью было получить доступ к Императорскому двору, заинтересовав правителей этими курантами, и начать евангелизацию с “верхушки” под предлогом того, что таким образом Китай станет ближе к европейской цивилизации. Чуть позже этот хитрый метод назвали “косвенным распространением веры”.  В 1601 году Риччи стал первым европейцем, приглашенным в императорский двор при императоре Ваньли во время правления династии Мин. Он подарил не только прибор, который замерял время исключительно для китайской знати, но и своеобразную музыкальную шкатулку с мелодичным боем. После этого в Пекине появятся «Резиденция курантов» и «Резиденция часов». В XVIII веке, в период правления династии Цин, около 100 часовщиков под наблюдением европейских миссионеров работали в Запретном городе - дворцовом комплексе Пекина - где производили императорские часы. китайские часы

фото из Национального Музея в Пекине

Во времена династии Цин началось более активное сотрудничество между Китаем и Западной Европой. Китайские ученые и высокопоставленные особы заинтересовались часами, потому что считали их важным аспектом культуры европейцев и пытались понять образ жизни аристократической элиты. Однако часовое искусство и астрономия Китая ограничивались мастерскими Императорского двора и предназначались только для императора и его подчиненных. Никто не собирался делать часы общедоступным прибором на уровне нации, которая в тот период была в основном сельскохозяйственной. Несмотря на то, что китайцы оценили прелести ирригации, привезенные с Запада, все остальное казалось чересчур сложным и предназначенным для удовлетворения чувства, а не базовых необходимых потребностей. Основное население существовало за счет сельского хозяйства, люди жили в соответствии с цикличностью времен года и смены день/ночь. В городах общественное время можно было узнать по башенным часам или ударам барабанов, но для личного измерения времени можно было воспользоваться солнечными часами. Здесь измерение времени не было таким же важным, как в Европе, которая уже приближалась к промышленной революции и требовала замеров производительности с точностью до секунды. В Запретном городе Пекина до сих можно полюбоваться некоторыми ключевыми произведениями китайских императорских часовщиков, а также английскими, французскими и швейцарскими часами и карманными часами, которые были приобретены или переданы Двору во времена династии Цин. Многие из них сделаны парами, что, как и сейчас, является очень важной особенностью китайской культуры («парные часы» здесь по-прежнему очень популярны) из-за их связи с балансом, целостностью и гармонией. Все дары, предназначенные Императору, систематически представлялись в двух симметричных экземплярах. Поворотный момент в часовых отношениях между Востоком и Западом произошел в начале XIX века - именно в этот период швейцарские карманные часы пережили бум среди китайской элиты. Затем Европа начала усиливать свое присутствие в  промышленной сфере благодаря своей военной и коммерческой мощи и постепенно подбираться к власти в Китае. Результатом стали опиумные войны с Британией, восстания против иностранных колонизаторов и франко-вьетнамские войны. Швейцарию, которая соблюдала нейтралитет, воспринимали куда более благоприятно при китайском императорском дворе, чем воинствующих французов или британцев - ее конкурентов в часовом деле. Братьям Bovet из Валь-де-Травер удалось создать часы, идеально подходящие часы визуальным представлениям Императорского двора. Со временем они стали специалистами в области так называемых китайских карманных часов. Эдуард Бове уехал из Лондона в 1818 году в Кантон (сейчас это Гуанчжоу), где он продал 4 пары карманных часов за 10 000 франков (по нынешним меркам около 1 000 000 франков). Bovet Amadéo Fleurier Dragon

карманные часы Bovet Amadéo Fleurier Dragon

Братья Bovet основали  в Китае компанию по продаже карманных часов, изготовленных во Флёрье в Швейцарии. В XIX веке она стала подозрительно похожей на монополию: часы с искусной эмалировкой очень сильно заинтересовали императора Даогуана. А штаб-квартира Bovet во Флёрье получила прозвище «Китайский дворец»! В 2001 году бренд Bovet перезапустил Паскаль Раффи. Уже в 2018 году часы Amadéo Fleurier Decorative Arts «Китайский дракон» с миниатюрным циферблатом с росписью стали лауреатом Grand Prix d'Horlogerie de Geneve в категории Aiguille d'Or. Падение династии Цин в 1912 году стало одновременно падением императорского часового искусства и традиционного китайского календаря. За этим последовал период беспорядков, гражданской войны и японского вторжения. Только в 1955 году, после победы коммунистического строя, производство наручных часов началось в Китае под влиянием премьер-министра Чжоу Эньлая, который хотел создать национальную часовую индустрию. Китайская часовая компания Seagull была основана в 1958 году в Тяньцзине. Элементы первых моделей Seagull Wuxing Five Stars можно встретить в некоторых часах новом китайского бренда Atelier Wen.  Среди первых швейцарских часовых брендов, которые начали появляться в коммунистическом Китае примерно с 1959 года были Titoni, Enicar, Roamer и Rado. Все закупки осуществлялись централизовано при согласовании с Пекином. Затем последовал переходный период, в течение которого Китай начал открываться для мирового рынка. Кульминацией стало членство во Всемирной Торговой Организации в 2001 году. В первом десятилетии 2000-х годов большинство часовых компаний сегмента люкс и премиум почувствовали невероятный ажиотаж в Китае, эта тенденция в целом продолжалась. Больше всего дивидендов получили те бренды, которые зашли на рынок - в Китае, например, очень сильное присутствие брендов Swatch Group, особенно хорошо себя чувствуют Omega и Longines. Увлечение китайского императорского двора курантами европейских миссионеров на протяжении более 400 лет переросло в уникальный интерес к часовому искусству западной Европы. Новая китайская экономическая и политическая элита и недавно сформировавшийся китайский средний класс находится в поисках явных символов статуса с тех пор, как страна открылась для глобализации. Это во многом способствовало росту швейцарской часовой промышленности. Ускоренная оцифровка китайского образа жизни в сочетании с сильным потребительским аппетитом является доминирующей чертой современного часового рынка. В условиях стагнации западных стран и краха или сбоя других перспективных экономик, швейцарское часовое производство сильно зависит от китайских покупателей. Возникает большая зависимость индустрии и при любых волнениях в стане, будь то антикоррупционная кампания 2015 года или текущие события в Гонконге, продажи могут резко снижаться. Будут ли новые китайские поколения эпохи диджитал, которые родились в процветающей экономике, испытывать такое же восхищение прекрасным, но древним искусством часового дела? Статус, который обещают швейцарские часы, несомненно, делают их такими желанными сегодня, причем с постоянно растущим стремлением поднять планку и добраться до брендов подороже. Но без сомнения, увлеченность исключительным швейцарским часовым искусством в Китае будет требовать регулярной подпитки маркетинговыми вливаниями брендов.