Всем привет, с вами Алексей, вы на Ютуб-канале THEWATCH, в том месте где все о наручных часах. Вы любите задавать провокационные вопросы, намекая, что часовые бренды в край обнаглели и просто необоснованно с каждым годом требую все больше денег со своих преданных часовых фанатов. Причем это приходится слышать в адрес разных брендов. Ну а больше всего перепадает тем, у кого широкий ассортимент и есть модели в разных ценовых категориях - как, например, у Seiko.
О конкурентоспособности сейковских дайверов от 500 до 800$ точно спорить не приходится, для данной ценовой в принципе все очень достойно, а вот как дела обстоят, когда речь заходит о цене в 1500$ и более. Разберем на примере Seiko Captain Willard и 62MAS - за что просят у нас такие деньги, и стоит ли эти часы нашего внимания.
Если вы знакомы с историей Seiko, то наверняка знаете, что 1965 год по-настоящему знаковый в истории компании Seiko. Основная причина - это выпуск первых в Японии дайверских часов. Конечно, работа над ними началась за несколько лет до этого, но именно в 1965 появились эти первые часы для дайвинга, которые получили название 62MAS.
Это событие в истории Сейко наверное стоит в одном ряду с изобретением кварцевого механизма. Почему? Да потому что дайверская коллекция Сейко стала мощной и наиболее узнаваемой во всем мире - благодаря соотношению цены, качество и надежность и впоследствии невероятное разнообразие дизайнов.
Откуда взялась аббревиатура 62МАS? Название 62MAS состоит из 3 сокращений, а именно 62 – MA – S. Давайте разбираться, что означают эти сокращения по отдельности.
«62» - это первые 2 цифры названия мануфактурного калибра Seiko 6217, который использовался в часах 1965 года.
«MA» - расшифровывается как Matic – сокращение от Automatic, то есть автоматический. В 1960-х были распространены часы с ручным заводом и наличие в часах автоподзавода было признаком инновационности и высокого уровня механизма. Система автоподзавода достаточно сложный в изготовлении узел (на тот момент), и не каждый производитель мог его реализовать в своих часах.
«S» - расшифровывается как Self-Dater, это означает, что в часах есть механизм автоматической смены даты раз в 24 часа.
Тот первый калибр 6217 работал на частоте 18 000 полуколебаний в час и имел запас хода 32 часа. В современной версии установлен механизм 6R35, о нем расскажем чуть позже. Если у 62MAS в названии заключена аббревиатура, требующая расшифровки, то в случае с Captain Willard в игру вступает сторителлинг и некоторая связь с попкультурой. Вообще, корпус, который получил прозвище Капитан Уиллард, выпускался под референсом 6105 и был по сути прадедушкой современной черепахи - согласитесь, характерные черты, например корпус в виде подушки, очень схожи.
Но все-таки, откуда взялось такое персонифицированное прозвище - капитан Уиллард? Тут все просто - часы 6105 стали популярными благодаря тому, что засветились в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня». Их носил герой Мартина Шина - капитан Бенджамин Уиллард.
Прозвище “Капитан Уиллард” надолго приклеилось к часам, несмотря на историческую неаккуратность фильма, или проще говоря киноляп — события «Апокалипсис сегодня» происходят в 1964 году, а 6105 начали выпускать только в 1968 году. На самом деле, эта модель действительно была очень популярной среди американских военных во время войны во Вьетнаме и продавалась в специализированных магазинах недалеко от военных баз США. Даже несмотря на то, что это были дайверские часы, а не военные — то есть произведенные согласно определенных спецификаций, принятых для field watch в США.
Еще одно событие, которое внесло свой вклад в историю 6105 — экспедиция на Северный полюс японского путешественника Наоми Уэмура. Это было одиночное путешествие, в которой полюс не стал конечной точкой маршрута: на обратном пути Уэмура пересек Гренландию с севера на юг, снова пройдя дистанцию самостоятельно. Увы, в 1984 году Наоми Уэмура исчез при спуске на Аляске.
В отличие от оригинала 1970-ых новые Уилларды имеют меньший размер корпуса — 42,7 мм, и выглядят даже более аутентичными — если вы интересуетесь часами, то знаете, что раньше средний размер часов был гораздо меньше, чем сейчас. Но что интересно, среди коллекционеров винтажных часов оригинальный “Капитан Уиллард” так ценен как раз из-за большого размера, который отлично вписывается в современные тренды.
И благодаря узнаваемости — наравне с “дайверами” SKX007 или Marinemaster. Хотя если честно, по внутренним ощущениям он вообще не выглядит крупным - он аккуратный и очень органичный.
Вот мы и познакомились с историческим наследием обеих модели, теперь пройдемся по технической составляющей - в этом плане в обеих моделях много общего и интересного.
Особенность обеих моделей - Капитан Уиллард, и 62MAS - полировка Zaratsu. Строго говоря, раньше Zaratsu использовали только в Grand Seiko — премиальном суббренде, который входит в состав концерна Seiko. Однако в последнее время Seiko поднимает планку для своих часов и начинает использовать элементы Grand Seiko в более дорогих версиях: например, эксклюзивный механизм Spring Drive в 2019 году появился в премиальных дайверах Prospex LX Line, правда и ценник вполне себе приблизился к Grand Seiko. А полировку Zaratsu и вовсе можно найти в дайверских часах Prospex до 1000 евро.
Технику полировки Zaratsu создал японский дизайнер Taro Tanaka — именно он обеспечил визуальную прелесть часов Seiko в период расцвета компании в 1960-1970-ых. Прежде, чем перейти непосредственно к Zaratsu, расскажем чуть подробнее о Taro Tanaka.
В Японии у Сейко все было хорошо — компания существовала давно, была узнаваемой, признанной и фактическим монополистом и инноватором в своей сфере. Однако с продажами на международной арене все было не так гладко. Если в то время взглянуть на полку с часами Seiko и швейцарскими аналогами, то различить их было сложно: часы были довольно простыми, никаких изысков и особенностей в них не было. Это и неудивительно, учитывая что до 1959 года у Seiko вообще не существовало отдела, который бы занимался дизайном. Условно за дизайн отвечали мастера, которые занимались изготовлением циферблатов и их элементом.
Однако в 1959 году все изменилось, когда в команду Сейко попал настоящий дипломированный дизайнер Taro Tanaka. Он создал целостный подход к дизайну, который охватывал не только циферблаты, но процесс создания часов целиком.
Taro Tanaka сразу же приоритизировал главную задачу — сделать дизайн Seiko уникальным и затмить швейцарских конкурентов.
Taro Tanaka вдохновился технологией огранки драгоценных камней и приступил к разработке дизайнерской “библии” Seiko. Уже к 1962 году он создал «Азбуку дизайна», которая базировалась на 4 основных принципах.
- все поверхности и углы корпуса, циферблата, стрелок и индексов должны быть плоскими и геометрически идеальными, чтобы лучше отражать свет;
- безель либо рант часов должны были иметь лаконичные двумерные грани;
- нельзя допускать визуальных искажений под любым углом, а все корпуса и циферблаты должны быть зеркальными;
- все корпуса должны быть уникальными, без типичного стандартизированного дизайна.
Часовой эксперт и ведущий Ютуб-канала Алексей